Пишет periskop: Полярный экспресс №22 приходит в Мурманск около девяти вечера.
Выгрузившись из поезда, я застал удивительную картину: южная и восточная часть небосвода были закрыты тяжёлыми мрачными тучами, а северная и западная - была чистой, с приятным синим небом. Как будто какой-то небесный волшебник поделил всё на две разные части. Поскольку это было окончание дня, то долго незаходяшее низкое заполярное солнце светило с запада косыми лучами на город, и контраст с тучами над ним создавал нереальную картину, которую просто невозможно встретить на юге или в средней полосе. Глядя на это суровое контрастное великолепие, я сразу вспомнил норвежский Стурфьорд и 91-ю дорогу близ Тромсё: два года назад, едучи в тех местах, было ну очень похоже освещением, очень специфическим. И тут же решил про себя: надо бы сходить к Заливу. Прямо сразу, потому что потом капризная северная природа может и не подарить такой вечерней красоты. А в гостиницу можно будет приехать и ближе к полуночи, ничего страшного, поймать машину и всё. И не ошибся: в ближайшие двое суток такой вечер больше не повторился.
Так что давайте прогуляемся от мурманского вокзала к морвокзалу, ну и заодно посмотрим внутренности обоих обьектов.
1. Вид с вокзального виадука на южную часть станции Мурманск, в сторону рыбного порта и Колы.
2. Вид на ж/д вокзал, выполненный в стиле классического сталианса. Он расположен на склоне и ярко освещён солнцем; остальное же всё в тени, т.к. солнце низкое.
3. Купольная часть и шпиль со звездой поближе.
4. Вид сбоку, от крыла. Сам вокзал (его центральная часть) был сдан в эксплуатацию в 1954 г., крылья пристроены несколько позже - в начале 60-х.
5. Изнутри, увы, световой купол снять сложно, он слишком близко, поэтому помещаю фрагмент.
6. Стиль вокзальных люстр.
7. От вокзала к морскому берегу нужно пройти через протяженный виадук над путями - не только пассажирскими, но и грузовой припортовой станции.
8. Когда идём по виадуку к морю, сразу же привлекает внимание городская доминанта Мурманска - "Алёша" на горе, северней вокзала. Должен отметить, что несмотря на то, что волгоградская "Родина-Мать" на Мамаевом кургане заметно выше его, она не является такой же абсолютной доминантой, как мурманский "Алёша" - видимой почти из всех районов города. "Алёша" как символ поставлен исключительно удачно, чему способствует и топография города. Впрочем, к нему будет отдельная прогулка.
9. Внизу - грузовая станция, в правой части - районы Мурманска, освещаемые заходящим солнцем. Вдали (чуть левей центра кадра) виден и мемориальный маяк, подле которого находится рубка "Курска".
10. Проходим к порту.
11. Выходим через сквер к причалу, и становится видна одна из центральных достопримечательностей города - атомный ледокол "Ленин", поставленный год назад у причала, как корабль-музей.
12. Южней "Ленина" стоит ещё один, дизельный ледокол.
13. Ледокольный пирс в нерабочее время перегорожен цепью. Таблички с расписанием и коррдинатами снял на память - может, кому пригодится?
14. Ещё вид на ледокол "Ленин".
15. Позади пирсов расположено здание местного морвокзала, довольно скромное и непритязательное.
16. На обратной стороне морвокзала - ресторан "Нулевая миля".
17. Внутренность морвокзала.
18. Схема пассажирских линий Мурманского пароходства (да-да, они ещё тут чудом сохранились!). Возит пассажиров "Клавдия Еланская", которую тут зовут и более коротко - "Клава"
19. Все ограждения у "Ленина" увешаны замками и замочками, по нынешней моде. Мурманчане мне сказали, что свадьбы сейчас обожают сниматься на фоне атомного ледокола, типа новый ритуал, поэтому и такое замкостолпотворение.
20. Возвращаемся обратно к ж/д вокзалу. Так он выглядит с привокзальной площади - только два этажа, поскольку здание вписано в склон.
21. Поскольку движение было ещё активным, и на улице светло как днём, машину брать я передумал, и решил добраться до Долины Уюта местным троллейбусом. Время позволяло не спешить, и настроение тоже.
22. Мурманский спальный район в 22.40 вечера. Обратите внимание, что на автобусной трассе стоит немало лежачих полицейских. Не погоняешь!
23. Сам же Мурманск рельефом очень похож на Владивосток, только архитектурой заметно посуровей. Везде лестницы, переходы, вверх-вниз, прыг-скок. Тренировка постоянная! Внизу, зеленая полоса - это и есть Долина Уюта.